Конференция, посвященная 1000-летию русского присутствия на святой горе Афон.

12 июня 2016 года в Екатерининском мужском монастыре состоялась конференция, посвященная 1000-летию Русского присутствия на Святой Горе Афон. На мероприятии присутствовали братия и прихожане Екатерининской обители, желающие узнать историю Святой Горы Афон и русского монашества, имеющего своими корнями святогорские традиции.

This slideshow requires JavaScript.

История, география и сегодняшний день

Перед собравшимися выступил игумен Владимир (Маслов), клирик Екатерининского монастыря, совершавший паломнические поездки на Святую Гору Афон. Он не только поделился с присутствующими своими личными впечатлениями о тех монастырях, которые посещал, но и рассказал об устроении жизни в этой монашеской республике, её истории, административном управлении, особенностях географического расположения полуострова Афон. Святая Гора Афон — полуостров в северо-восточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики, вдающегося в Эгейское море. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части Святой Горы возвышается гора Афон высотой 2034 метров над уровнем моря.

Первоначально на Афоне подвизались монахи-отшельники. Организованное монашество появляется с основанием Великой Лавры прп. Афанасия Афонского. В IX веке особой царской грамотой инокам было даровано право преимущественно владеть Афоном. Численность их тогда увеличивается; появляется и православное славянское иночество: русское, сербское, болгарское. Существует предание, что в 422 г. Афон решила посетить дочь императора Феодосия Великого царевна Плакидия, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени берет начало традиция, запрещающая доступ на Святую Гору лицам женского пола, что позже было закреплено и царскими указами.

В настоящее время Святая Гора Афон является особой самоуправляемой административной единицей в составе греческого государства с центром в городке Карея (Кариес), где располагаются органы управления Афоном: Священный Кинот и выборный совета Кинота – Священная Эпистасия, а также службы губернатора Афона.

Священный Кинот, которому принадлежит верховная власть на полуострове, состоит из представителей двадцати главенствующих монастырей, между которыми разделена вся территория Афона. Священный Кинот осуществляет управление на основании Устава Святой Афонской Горы, который утвержден Конституцией Греческой Республики.

Священная Эпистасия, являющаяся органом распорядительной и исполнительной власти, состоит из представителей (эпистатов) четырех монастырей, которые на данный момент управляют Афоном (монастыри разделены на пять четвериц, которые, ежегодно сменяя друг друга, представлены в Эпистасии).

Первое лицо из четырех эпистатов – «протэпистат», или «прот». Протэпистатами могут быть представители только пяти главенствующих монастырей: Великой Лавры, Ватопеда, Ивирона, Хиландара и Дионисиата (в 2015-2016гг. протэпистатом является представитель Великой Лавры старец Павел).

Светская власть на полуострове представлена губернатором Афона, который осуществляет надзор за исполнением Устава Святой Горы (в настоящее время — Аристос Казмироглу). В церковном отношении Афон находится в юрисдикции Константинопольского Патриарха.

Золотая цепь святости

Рассказ иеродиакона Лаврентия (Курналеева) об истории Русского Афона, начинающейся с первого документального свидетельства, датированного 1016 годом, сопровождался показом видеофильма о жизни, быте и богослужениях на Святой Горе. Оказывается, первой русской православной обителью не только на Афоне, но и в мировой истории, был монастырь Ксилургу на Афоне. Ксилургу в переводе с греческого – Древодел, что свидетельствует о русском происхождении названия, ведь только русичи изначально обустраивали свои жилища, храмы и монастыри из дерева, тогда как греки – из камня. По преданию этот древнерусский монастырь был основан попечением святого равноапостольного князя Владимира и его супруги – византийской царевны Анны вскоре после принятия христианства на Руси. Так, Святая Гора Афон стала колыбелью русского монашества, а первым русским монахом, передавшим святогорские традиции Святой Руси, — преподобный Антоний Печерский, подвизавшийся на Афоне и ставший основоположником русского монашества и общежительных монастырей на Руси. Когда преподобный Антоний пришел в Киев, он не нашёл в монастырях такой правильно устроенной, строгой монашеской жизни, к какой привык на Афоне. В 1028 году на одном из холмов Киевских, на Берестовой горе, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом, будущим митрополитом Киевским. На этом месте в последующем была основана Киево-Печерская лавра, организованная по типу афонского общежительного монастыря и ставшая первым духовным центром государства Российского и русской Церкви.

Упадок и возрождение

Из выступления послушника монастыря Тимофея Гусарова стали известны интересные факты, касающиеся положения русского монашества на Святой Горе Афон в XX веке. История русского монашества на Афоне неразрывно связана со Свято-Пантелеимоновым монастырем, переданным выходцам из Руси в 1169 году. За это время русское святогорское иночество переживало как периоды расцвета, так и периоды упадка, что связано, прежде всего, с ослаблением духовных связей Афона с Русской Православной Церковью. Так, во второй половине XX века реально существовала опасность полного исчезновения русских на Афоне.История русского монашества на Афоне неразрывно связана со Свято-Пантелеимоновым монастырем, переданным выходцам из Руси в 1169 году. За это время русское святогорское иночество переживало как периоды расцвета, так и периоды упадка, что связано, прежде всего, с ослаблением духовных связей Афона с Русской Православной Церковью. Так, во второй половине XX века реально существовала опасность полного исчезновения русских на Афоне.

В 1903 году из 7432 святогорских монахов (включая скиты и келии) русских было 3496, грузин – 51, болгар – 307, сербов – 16, румын – 286, греков – 3276. Таким образом, русская братия была самой многочисленной на Афоне. Но уже к 1956 году в двадцати монастырях, скитах и келиях обитало монахов 1491, или в пять раз меньше, чем в 1903 году. Из них греков осталось 1290 человек, болгар – 17, грузин – ни одного, сербов – 28, румын – 94, а русских – всего 62, т.е. почти в 57 раз меньше, чем в 1903 году. В дальнейшем количество их еще более уменьшилось.

Священноначалию Русской Православной Церкви ценой многолетних настойчивых усилий удалось предотвратить физическое вымирание Русского Афона. С 1962 года возобновились редкие паломнические путешествия на Афон представителей Русской Церкви. Единственная форма помощи русским святогорцам заключалась в периодических посылках, отправляемых через Московскую Патриархию, что свидетельствовало о глубокой любви русского верующего народа к афонским инокам.

В настоящее время Свято-Пантелеимонов монастырь насчитывает около 100 монахов, восстановлены порядок и дисциплина, на средства жертвователей отремонтированы корпуса и все монастырские храмы.

Визит высоких гостей

27-29 мая 2016 года состоялся паломнический визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Гору Афон.

Святейший Владыка посетил Карею – административный центр Святой Горы, где находятся исполнительные соборные органы управления Афона, и совершил молебен в Успенском соборе Протата. После молебна в здании Протата состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с членами Священного Кинота Святой Горы Афон. Затем Предстоятель Русской Церкви направился в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь.

28 мая Святую Гору Афон посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин. Глава Российского государства после посещения в Карее Успенского собора Протата и встречи с членами Священного Кинота прибыл в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь, где его встречал Святейший Патриарх Кирилл и братия обители. Президент России и Предстоя¬тель Русской Православной Церкви посетили храмы монастыря и провели беседу.

Во время визита на Святую Гору Святейший Патриарх Кирилл посетил посвященный Успению Пресвятой Богородицы скит Ксилургу — исторически первый русский монастырь на Святой Горе, где к юбилейной дате — тысячелетию русского присутствия на Афоне, были проведены восстановительные работы. Также Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в келейном корпусе скита, построенном в 1885 году. В ските Старый Русик — второй по времени основания (после скита Ксилургу) обители русского иночества на Афоне, Святейшим Патриархом Кириллом было совершено освящение собора в честь святого великомученика Пантелеимона после проведенных за последние годы комплексных ремонтно-реставрационных работ. В новоосвященных храмах Предстоятелем Русской Православной Церкви были совершены Божественные литургии.

Заключение

Содержательные выступления насельников Екатерининского мужского монастыря об истории Русского Афона и его сегодняшнем дне вызвали интерес у слушателей, некоторые из которых неоднократно бывали с паломническими поездками на Святой Горе. Прихожанин Екатерининского монастыря Кирилл Белявский поделился своими впечатлениями об Афоне и о жизни святогорцев, полученным им из трёх поездок, совершенных на Святую Гору.

В завершение беседы игумен Владимир (Маслов), иеродиакон Лаврентий (Курналеев) и послушник Тимофей Гусаров ответили на вопросы слушателей. Полученная информация дала ответ на главный вопрос: почему Афон так притягателен для множества боголюбцев и людей, только начинающих свой путь к спасению? Святогорская монашеская традиция являет собою пример согласия и умиротворения, обретаемого во Христе через отречение от себялюбия и потворства греху, что важно для мира, раздираемого противоречиями и конфликтами. Именно поэтому многие устремляются на Афон, а некоторые остаются там навсегда.


Материал подготовлен Власовой Натальей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *