Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий — великий просветитель Земли Русской

Память 25 января, в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых

Святыни обители

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий

Митрополит был выдающимся духовным писателем и проповедником. Все свои силы он посвятил просвещению русского народа, устроению его жизни в соответствии со святоотеческим преданием: открыл многочисленные миссионерские курсы, создал множество просветительских и благотворительных учреждений, богаделен, приютов, организовывал школы и народно-церковные хоры. Простой в обращении со всеми, но твердый и настойчивый в своих требованиях и распоряжениях, он настаивал на том, чтобы все столичное духовенство как можно ближе стояло к народу, чтобы московские священники чаще совершали богослужения и проповедовали. Много внимания святитель уделял и благолепию церковного богослужения. В конце 1911 года владыка основал церковно-общественный журнал «Голос Церкви», способствовавший духовному общению пастырей и паствы и сформировавший большую духовную семью сотрудников и читателей.

Святитель стал первым из священномучеников русской Церкви новейшего времени в архиерейском сане (1848-1918).

Житие

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в семье благочестивого священника села Малые Моршки Моршанского уезда Тамбовской губернии. Начальное и среднее образование получил в Тамбове. На всю жизнь у него осталась благодарность к своим первым наставникам. Митрополит Евлогий (Георгиевский) рассказывал: «Он любил вспоминать детство, идеализировал семинарию, своих учителей… »

После Тамбовской семинарии Василий Богоявленский отправляется в Киев, где в 1874 году заканчивает Духовную академию. 31 января 1882 года будущий святой был рукоположен во священника и определен к соборной Покровской церкви города Козлова. Вскоре он становится настоятелем приходской церкви и в том же году получает набедренник. В 1883 году назначается благочинным городских церквей города и награждается скуфьей.

В Козлове проявились богатые духовные задатки и административные способности иерея Василия. Здесь он показал себя и как замечательный проповедник, и как ревностный благочинный, снискав всеобщую любовь.

В эти годы священника постигло страшное горе — он потерял жену и ребенка. 8 февраля 1886 праведник принял иночество с именем Владимир. А на следующий день иеромонах Владимир был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого монастыря в Козлове.

Новую свою должность архимандрит Владимир исполнял всего несколько месяцев. В октябре 1886 года его назначили настоятелем первоклассного Антониева монастыря в Великом Новгороде, а через два с небольшим года — викарием новгородской епархии в сане епископа Старорусского. Хиротония, возглавленная митрополитом Санкт-Петербургским Исидором, состоялась в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года.

Преосвященный Владимир славился редкой отзывчивостью. Его отличала простота, общедоступность. С апостольским усердием святитель Владимир проповедовал слово Божие. По отзывам присутствовавших на проповедях владыки, «простая, безыскусная форма речи была согрета огнем такой глубокой искренности, что производила изумительное впечатление, неотразимо увлекая слушателей. Неудивительно, что церковь, где проповедовал владыка, была всегда полна».

19 января 1891 года преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским. Менее чем за два года он учредил в Самаре Алексеевское религиозно-просветительское братство, которого сам был почетным председателем; открыл в городской думе бесплатные вечерние чтения религиозного содержания; решал вопросы развития и правильной постановки катехизических поучений; устраивал для любителей духовного просвещения чтения в залах семинарии. Особо заботился владыка о распространении церковных женских школ для поддержания роли женщины в русской семье.

Много внимания святитель уделял и благолепию церковного богослужения. Любил служить весьма часто, и даже в самых отдаленных самарских храмах. Предписывал через благочинных вводить ревностное соблюдение канонов богослужения и особо церковного пения и чтения. Благодаря деятельному участию владыки, который изыскивал необходимые средства, в Самаре было построено 10 храмов. Кроме того, святитель заботился о лицах духовного звания, особенно о престарелых, немощных и нуждающихся.

В дни бедствий владыка делал все возможное для облегчения положения народа. Когда в Самарской губернии разразился голод, были учреждены епархиальные комитеты, работавшие совместно с губернскими и уездными властями. При монастырях и состоятельных храмах были устроены столовые и чайные; в школах учащихся кормили бесплатно. Когда же вспыхнула холера, владыка проводил богослужения, ободрял болящих и отчаявшихся, помогал с поиском врачей, являясь в эти тяжелые времена крепкой нравственной опорой для самарцев.

Миссионерская деятельность

18 октября 1892 года преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. За пять с небольшим лет управления Грузинским экзархатом владыка Владимир вознес на дотоле небывалую высоту духовное просвещение народа. При нем было введено произнесение проповедей за богослужением и проведение внебогослужебных собеседований с паствой; было открыто более 300 церковно-приходских школ и устроена духовная семинария в Кутаиси; проводилась огромная работа с раскольниками и сектантами, а также с представителями других национальностей и конфессий на предмет привлечения к Православию. Было построено и возобновлено более ста храмов, в том числе много старинных, к этому времени заброшенных.

Апогеем архиерейского служения митрополита Владимира стала московская кафедра. Назначение высокопреосвященного митрополита Владимира в Москву состоялось 21 февраля 1898 года, а 28 марта того же года он вступил в управление епархией. Здесь, в полном сознании своей ответственности, руководимый идеей возрастания духовной жизни, владыка продолжил свои труды. Простой в обращении со всеми, но твердый и настойчивый в своих требованиях и распоряжениях, он настаивал на том, чтобы все столичное духовенство как можно ближе стояло к народу, чтобы московские священники чаще совершали богослужения и проповедовали. Для усиления и оживления пастырской деятельности митрополит Владимир открывал новые вакансии при столичных приходах и назначал священников. Были введены богослужебные беседы с раздачей религиозно-назидательных брошюр, религиозно-просветительские чтения для народа, для детей бедных, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции.

Владыка учредил четыре должности епархиальных миссионеров, завел специальные миссионерские беседы, открыл многочисленные миссионерские курсы, начало которым положили курсы, учрежденные в здании Преображенской церковно-приходской школы, куда владыка сам приезжал, чтобы проверить успехи курсистов из числа фабричных рабочих.

Святитель устраивал народно-церковные хоры, создавал множество просветительских и благотворительных учреждений: миссионерское братство во имя Воскресения Христова и его отделы в епархии; специальный Московский епархиальный миссионерский совет; братство святителя Алексия при Чудовом монастыре; расширил деятельность противораскольничьего Братства святителя Петра, открыл ежегодные епархиальные миссионерские курсы для духовенства епархии. Для отражения натиска сектантства владыка учредил Златоустовский религиозно-философский кружок учащихся и женские богословские курсы. В 1907 году он добился открытия в Московской духовной академии специальной кафедры истории и обличения сектантства. Такая кафедра была открыта не только в Московской, но и во всех других академиях, что являлось величайшей заслугой митрополита Владимира перед Церковью.

Всемерно заботясь о народной нравственности, владыка Владимир вел борьбу с пьянством. Учреждение Московского епархиального Общества борьбы с пьянством, издательская деятельность, проведение первого, проходившего под покровом Церкви Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, потребовавшее немалых средств и усилий, — все это происходило по инициативе высокопреосвященного митрополита Владимира и при его личном трудническом и материальном участии. Митрополит Владимир содействовал открытию благотворительных обществ, богаделен, приютов. Постоянной заботой владыки было единение паствы с пастырями на основах истинной православной церковности. С этой целью он благословил создание Братства святителей Московских.

Стараниями владыки в центре Москвы вырастает Епархиальный дом и при нем — прекрасная церковь святого князя Владимира.

Преданный делу апостольского служения и благотворительности, преосвященный Владимир глубоко сознавал значение печатного слова. Он откликался на все насущные вопросы своего времени, касавшиеся государства, общества, семьи, богатых и бедных, труда и капитала, религии и морали, веры и науки, веры и неверия, трезвости, церковной дисциплины. Издавал и распространял бесплатно тысячи брошюр и листков. Особенной любовью всех (без различия возраста и образования) пользовалось сочинение владыки «Евангелие детства». В то время оно было единственным и весьма ценным пособием по религиозно-нравственному воспитанию детей.

В конце 1911 года владыка основал церковно-общественный журнал «Голос Церкви», способствовавший духовному общению пастырей и паствы и сформировавший большую духовную семью сотрудников и читателей.

По своему положению митрополита Московского владыка принимал участие в заседаниях Святейшего Синода, а по причине болезни первенствующего члена Синода митрополита Петербургского Антония (Вадковского, 2 ноября 1912 г.) замещал его. После кончины митрополита Антония владыка Владимир был назначен митрополитом Петербургским, ему было присвоено звание и переданы права первенствующего члена Святейшего Синода.

В ноябре 1915 года владыка был переведен в Киев, и назначен митрополитом на место скончавшегося митрополита Флавиана (Городецкого, 14 ноября 1915 г.), с сохранением звания и прав первенствующего члена Святейшего Синода.

Мученическая кончина

Святыни обители

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий

22 января 1918 года большевики начали обстреливать Киев, а к вечеру 23 января овладели Лаврой, расправляясь с насельниками с такой жестокостью, что превзошли монголов при разорении ими Киева и Лавры в 1240-м. Владыка Владимир не покинул обитель и продолжал, оставаясь внешне спокойным, вести обычный образ жизни и даже заниматься литературным трудом. Вечером 25 января пятеро вооруженных солдат во главе с матросом ворвались в покои владыки и, дав ему на сборы немногим больше получаса, вывели митрополита Владимира сначала на лаврский двор, а затем за Экономические ворота Лавры. В свою предсмертную минуту в молитве к Господу митрополит просил и о прощении своих убийц. Благословляя их обеими руками, владыка принял мученическую кончину: в акте медицинского осмотра тела убиенного митрополита зафиксировано, что архипастыря расстреливали разрывными пулями и кололи холодным острым оружием.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, назвал мученическую смерть митрополита Владимира «жертвою благовонною во очищение грехов матушки-России».

Митрополит Арсений (Стадницкий) добавляет: «Основной стихией его духовной жизни являлось смирение мытаря, а не фарисея — то истинное смирение, которое состоит в сознании своих немощей. И на нем исполнились слова Спасителя: «Смиряяй себе, вознесется». Он был вознесен на такую высоту, какая только возможна в положении иерарха. Но это смирение, эта скромность, застенчивость соединены были в нем с горением духа. На нем исполнились слова святого апостола Павла: «Работайте Господеви, духом горящее». Он действительно горел духом, пламенея ревностью по Дому Божию. Он указывал, что под Церковь Христову подкапываются многочисленные враги ее, что страдания Христа повторяются в страданиях Церкви Христовой, которая есть Тело Его. Подобно Христу, пред страданиями Своими призывавшему учеников к бодрствованию и молитве, чтобы не впасть в искушение, и он призывал всех верующих, а наипаче пастырей, чтобы они не спали и почивали, а выступали на духовную борьбу с темными силами века сего. Горение духа обнаруживалось и в том, что он хотел, чтобы заветы Христовы были усвоены всеми христианами, чтобы они были христианами не по имени только, а на самом деле.

На свое служение он смотрел как на послушание, которое должен исполнить до конца, твердо и непоколебимо, подобно истинному воину, стоя на своем посту даже до смерти. И никто из знающих его не обвинит его в том, что он гнулся семо и овамо. Он шел по прямому пути, и на светлом челе его нет пятна приспособляемости. Он кровью оросил служение Русской Церкви и ничего не уступил из своего долга. И на нем исполняются слова Тайнозрителя: «Буди верен до смерти, и дам ти венец живота».

Память священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, совершается 25 января, в день мученической кончины, а также в воскресенье после 25 января — в день Собора Новомучеников и Исповедников Российских.


Информация предоставлена с ресурса http://vladimir.cerkov.ru